Главная » Новости » Эффективность вместо импульса

Эффективность вместо импульса

30.01.2014

Представители правительства Москвы рассказали журналистам о своей практике противодействия коррупции. Одним из поводов послужил вступающий в силу 1 января 2014 года Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд». Присутствие независимого эксперта в зале РИА «Новости» добавило живости мероприятию.

«Москва открыта к конструктивному диалогу с бизнесом и обществом, с тем чтобы совместными усилиями минимизировать коррупционные риски и максимально эффективно распорядиться бюджетными средствами для повышения благосостояния города», — заявила заместитель мэра по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Н.А. Сергунина. Она же отметила, что часто цитируемый рейтинг Doing Business, в котором Россия занимает не очень высокое место по удобству ведения бизнеса, подготовлен на основании опросов прежде всего иностранных компаний, работающих у нас. Как следовало из этого высказывания, полной картины происходящего они не дают.

В то же время руководитель Департамента конкурентной политики города Москвы Г.В. Дегтев считает, что жесткая формализация процедур в соответствии с прежним Федеральным законом № 94-ФЗ не позволила преодолеть недоверие бизнеса к обоснованности итогов закупок. И повышение прозрачности закупочной деятельности объявлено одним из приоритетных направлений работы департамента. По оценке его специалистов, в 2013 году за счет реализации системного подхода к организации госзакупок было сэкономлено 105,4 млрд руб. А кадровая политика с обязательной ротацией кадров (30% в 2013 году) и тестированием сотрудников на полиграфе (его прошли уже 959 человек) позволила снизить риск коррупционной составляющей на 35%, подчеркнул Дегтев.

От излишнего оптимизма предостерег генеральный директор Национальной ассоциации институтов закупок С.В. Габестро. Старый закон хвалили только за информационную прозрачность, но будет ли новый лучше? Закон о контрактной системе сложен для восприятия, полагает эксперт. «Глупости гораздо больше, чем объективной коррупции», — эмоционально охарактеризовал он нынешнюю ситуацию, имея в виду слабую подготовку многих чиновников. А система повышения квалификации, увы, работает не очень эффективно. От классических, лекционных способов подачи материала, наверное, давно пора переходить в режим онлайн-тестов, сделал вывод Габестро. По его ощущениям, в Москве действительно делается многое для борьбы с коррупцией, однако недобросовестные поставщики тоже не дремлют.

Рекомендации ОЭСР по предотвращению сговора на торгах пока не приняты Правительством России, а они помогли бы исправить ситуацию. «Давайте это делать!» — воскликнул эксперт. Отвечая на его призыв, вице-мэр Сергунина задала вопрос, как быть в случаях с отменой торгов волевым решением сверху из-за очевидного факта сговора. «Мы же не можем до бесконечности отменять торги», — сказала она. Столичная мэрия, по ее словам, хотела бы услышать предложения на этот счет. Что касается закона о контрактной системе, то подтвердить его соответствие поставленным задачам может только правоприменительная практика. Насколько он облегчит жизнь и заказчику, и поставщику, будет ясно позднее.

Другим слабым местом системы государственных закупок является планирование. По мнению экспертов, оно часто происходит хаотично и с обоснованностью здесь не все гладко. Напрашивается аналогия со среднестатистическим москвичом, который, как утверждают социологи, 60% приобретений совершает под влиянием импульса. Надежда в современных условиях на прокуратуру и Счетную палату, получившую дополнительные полномочия. Правда, по замечанию Сергуниной, не всегда определены критерии эффективности закупок. По данному поводу глава представительства Международного форума бизнес-лидеров в России Б.Н. Ткаченко высказал мнение, что в части планирования органам власти есть чему поучиться у международных корпораций, которые действуют более эффективно.

Источник: бюджет.ru

Нормативные документы

22.11.2015 Постановление Правительства РФ от 11.11.2015 N 1217

Перечень товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме, изложен в новой редакции

22.11.2015 Постановление Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236

Правительством РФ установлен запрет на госзакупки иностранного программного обеспечения, действующий с 1 января 2016 года