Главная » Новости » Контрактная система в России работает "вхолостую"

Контрактная система в России работает "вхолостую"

27.03.2014

1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон №44 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Авторы закона рассчитывали с его помощью сделать госзакупки максимально эффективными.

Первые итоги реализации нового ФЗ оставляют у экспертов двойственные впечатления.

Контрактная система обсуждалась на круглом столе, который состоялся в рамках ХI Красноярского экономического форума 27 февраля.

Как отметила принимавшая в нем участие начальник отдела реформирования законодательства Центра региональных программ совершенствования государственного и муниципального управления Вероника Джужома, "закон работает, но, во многом, вхолостую".

По итогам января-февраля, лишь четверть закупок, проведенных по новой системе, прошли без нарушений. Основные ошибки заказчики совершают еще на стадии планирования: например, не размещают информацию на сайте, или выдают бизнесменам недостоверные сведения.

Одна из причин - ответственные чиновники просто еще не вникли в тонкости нового законодательства. И сколько времени у них уйдет на раскачку не совсем понятно.

- Кадры не подготовлены на всех уровнях, - констатирует председатель Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин.

- Это касается и тех, кто размещает заказы, и тех, кто на них претендует. Многие предприниматели вообще понятия не имеют, как проводятся конкурсы. А потом начинают предъявлять претензии в суде.

Важным нововведением 44-го ФЗ стало усиление общественного контроля над госзакупками. Ведь не секрет, что они давно стали настоящим рассадником коррупции.

Раздача подрядов "своим" фирмам, покупка золотых унитазов и дорогих внедорожников - вот основные родимые пятна системы, вызывавшие у населения дикое раздражение.

Теперь общественных контролеров ждут для обсуждения той, или иной госзакупки с распростертыми объятьями.

А для контрактов, стоимость которых больше миллиарда рублей, публичное обсуждение вовсе обязательно. Однако случаев грамотной, вдумчивой критики сомнительных заказов пока крайне мало.

- Сутевых замечаний нет, изменения в госконтракт с подачи общественности вносятся только в пяти случаях из ста, единицы экспертов, которые глубоко изучают контракты, таких на всю страну - по пальцам можно пересчитать, - говорит гендиректор Национальной ассоциации институтов закупок Сергей Габестро.

- Простой мониторинг - это одно, а экспертиза - уже совсем другое. Подзаконные акты - это килограммов десять текста. Вас с ними в самолет не пустят.

Для государства очевидна выгода от эффективных госзакупок. Это экономия миллиардов рублей. Значит, оно должно готовить и поддерживать общественных контроллеров!

Источник: www.rg.ru

Нормативные документы

22.11.2015 Постановление Правительства РФ от 11.11.2015 N 1217

Перечень товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме, изложен в новой редакции

22.11.2015 Постановление Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236

Правительством РФ установлен запрет на госзакупки иностранного программного обеспечения, действующий с 1 января 2016 года