Главная » Новости » ФЗ-44 требует серьезной доработки

ФЗ-44 требует серьезной доработки

10.04.2014

Президент общероссийской общественной организации малого и среднего бизнеса «Опора России», сопредседатель Центрального штаба Общероссийского народного фронта Александр Бречалов высказал целый ряд критических замечаний в адрес закона о федеральной контрактной системе.

Он заявил, что 1 января 2014 года в действие вступил федеральный закон о контрактной системе, пришедший на смену закону о госзакупках, который активно критиковался за отсутствие прозрачности и негибкость. Но вместо того, чтобы улучшить ситуацию при проведении аукционов и тендеров, новый закон фактически привел к тому, что закупки стало проводить еще сложнее. Эксперты проекта ОНФ «За честные закупки» выявили в новом законе ряд существенных недоработок. Главным образом они касаются прозрачности размещаемых заказов и обеспечения принципа равной конкуренции при проведении закупок.

«Одним из главных минусов нового закона о контрактной системе можно назвать скрытое нарушение прав малых предпринимателей, – считает Александр Бречалов. – Например, заказчики, приобретая через систему госзакупок товары или услуги, обязаны закупать не менее чем 15 процентов от их общего объема у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций. Исключения делаются лишь в отношении закупок в сфере обороны, кредитных продуктов, услуг естественных монополий.

При этом в статье 30 закона о Контрактной системе говорится, что субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации могут быть поставщиками товаров и услуг в системе госзакупок не только самостоятельно, выигрывая конкурсы, но также они имеют право выступать в качестве субподрядчиков или соисполнителей других структур, и это будет засчитано в установленный законом 15-процентный лимит.

Однако эксперты опасаются, что будет очень сложно проконтролировать, привлекали ли действительно заказчики к процессу закупки малый бизнес. Учитывая то, что порядок привлечения поставщиками к исполнению контрактов субподрядчиков, как правило, проводится не на конкурсной основе, на практике данная норма 44-ФЗ может существенно ограничить доступ малого бизнеса к госзаказу именно на конкурентной основе. Поэтому законодательные изменения обязательно должны коснуться обеспечения равных конкурентных условий для малого бизнеса при проведении госзакупок».

Руководитель «Опоры России» также считает, что инструментом для злоупотреблений со стороны государственных и муниципальных заказчиков может стать норма, требующая не допускать к закупкам граждан, имеющих судимость за экономические преступления (за исключением тех, у которых такая судимость погашена или снята) и которых лишали права занимать определенные государственные должности. «Данная норма явно носит субъективистский характер, поскольку заказчик самостоятельно вправе решать, проверять или нет соответствие данному требованию, – уверен Бречалов. – Остается непонятным, каким образом конкурсная комиссия сможет проверить участника закупки. Длительные сроки получения соответствующих справок о судимости и запрете на занятие должностей из государственных ведомств не укладываются в регламенты проведения конкурсов. Таким образом, данная норма представляется практически нереализуемой».

Кроме того, полагает сопредседатель Центрального штаба Общероссийского народного фронта, сложности возникнут с процессом обжалования закупок в Федеральной антимонопольной службе. «Это касается конкурсов, запросов предложений, окончательных предложений. По вступившему в действие закону можно будет проверить, насколько законно прошел тендер, лишь исходя из выбора заказчиком товара и услуги по соответствующей стоимости, – отметил Александр Бречалов. – По качественным критериям (функциональные характеристики товара, квалификация поставщика, его деловая репутация) ФАС жалобу рассматривать не будет. Понятно, что качественные характеристики проверить гораздо сложнее, тем не менее, очевидно, что именно эта сфера должна находиться под пристальным контролем».

«При том, что новые правила осуществления госзакупок делают это сферу более прозрачной, закон о контрактной системе требует доработки, – пишет в заключение лидер «Опоры России». – Поэтому мы намерены и дальше отслеживать, насколько серьезно недочеты нового закона мешают участвовать в аукционах, и будем продолжать обсуждение на наших вебинарах. Весь накопленный опыт перерастет в полноценные предложения по изменению закупочного законодательства, которые, как мы убеждены, повлияют на работу федеральной контрактной системы в целом».

Источник: www.onf.ru

Нормативные документы

22.11.2015 Постановление Правительства РФ от 11.11.2015 N 1217

Перечень товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме, изложен в новой редакции

22.11.2015 Постановление Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236

Правительством РФ установлен запрет на госзакупки иностранного программного обеспечения, действующий с 1 января 2016 года